Классификация моторных масел по SAE, CCMC, API и ACEA

Классификация SAE моторных масел по вязкости        
Классификация SAE J-300 принятая в 1993 г. содержит шесть классов зимних и пять классов летних масел. Зимние классы имеютв обозначении букву "W" ( от англ. winter - зима ) . Всесезонные масла должны соответствовать по низкотемпературным свойствам одному из зимних классов и одному из летних. Они имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30. Табл.1 Классификация SAE        

Класс вязкости по SAE Прокачиваемость * при температуре, 0 С Проворачиваемость ** при температуре, 0 С Кинематическая вязкость, мм 2 /c при 100 0 С
0W -35 -30 3.8
5W -30 -25 3.8
10W -25 -20 4.1
15W -20 -15 5.6
20W -15 -10 5.6
25W -10 -5 9.3
20     5.6
30     9.3
40     12.5
50     16.3
60     21.9

*- Прокачиваемость - способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре. **- Проворачиваемость - способность стартера проворачивать двигатель при минимальной температуре.        


Аналоги вязкостных классов моторных масел по SAE и российской классификации        
Табл.2 Аналоги вязкости российской и SAE классификаций

Россия SAE Россия SAE Россия SAE
3з 5W 12 30 4з/10 10W30
4з 10W 14 40 5з/10 15W30
5з 15W 16 40 5з/12 15W30
6з 20W 20 50 6з/10 20W30
6 20 3з/8 5W20 6з/12 20W30
8 20 4з/6 10W20 6з/14 20W40
10 30 4з/8 10W20 6з/16 20W40


Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам        
Классификация API(Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории "S" (service) и "С"(commercial) . К первой относятся масла, предназначенные для применения в бензиновых двигателях, а ко второй - в дизельных двигателях (дизельные масла). Обозначение состоит из двух букв, первая из которых определяет принадлежность к одной из двух категорий, а вторая обозначает уровень эксплуатационных свойств. Чем ближе находится вторая буква к началу латинского алфавита, тем ниже эксплуатационные свойства данного масла. Классы дизельных масел CD и CF подразделяются на масла для 2-х и 4-х тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой, например CD II , CF-2, CF-4. Принадлежность масла к определенному классу устанавливается в ходе классификационных испытаний в двигателях или моторных установках. При этом оценке подлежат моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и др. свойства сертифицируемых масел.        
Табл.3 Классификация API

Группа масел по API Область применения
Категория S Бензиновые двигатели
SA Двигатели, работающие в легких условиях
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964г.)
SD Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968г.)
SE Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1974г.)
SF Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине
SG Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска с 1989г.)
SH Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска с 1994г.)
SJ Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска с 1996г.)
Категория С Дизельные двигатели
CA Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
CB Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
CC Двигатели (в том числе с наддувом низкого давления), работающие в тяжелых условиях
CD Двигатели с наддувом высокого давления, работающие в тяжелых условиях на высоко сернистом топливе
CD-II То же, что и CD, но с учетом специфических требований двухтактных двигателей
CE Двигатели с наддувом высокого давления (модели выпуска с 1983г), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
CF-4 Двигатели выпуска с 1990 г.
CF-2 Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных двигателей
CG-4 Двигатели выпуска с 1994г. По сравнению с CF-4 улучшены характеристики и ужесточены требования к токсичности отработанных газов.


Европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам        
Эта классификация существенно отличается от классификации по API, в частности, более высокими требованиями к антиокислительным и противоизносным свойствам масел. CCMC (Комитет изготовителей автомобилей стран Общего рынка ) подразделяет моторные масла на дизельные и бензиновые. Масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой G, для дизельных - D. В 1996 году классификацию CCMC сменила классификация ACEA (Ассоциация европейских изготовителей автомобилей). Классификация ACEA более полно характеризует области применения моторных масел.        
Табл.4 Классификация CCMC

Класс масла по CCMC Область применения
G Бензиновые двигатели
G1 Двигатели, работающие в обычных условиях
G2 Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в жестких условиях
G3 Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкости и противоокислительным свойствам масла
G4 Двигатели современных и перспективных автомобилей для скоростных автострад
G5 Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла
D Дизельные двигатели
D1 Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях
D2 Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий
D3 Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий
PD1 Двигатели легковых автомобилей
D4 Двигатели с наддувом высокого давления, работающие в тяжелых условиях
D5 Двигатели с наддувом высокого давления, работающие в особо тяжелых условиях
PD2 Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла


Табл.5 Классификация по ACEA

Категория по ACEA Характеристика Применение и особенности
А Бензиновые двигатели
А1-96 Предотвращение образования отложений и шлама, стойкость к высокотемпературному окислению, защита от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 1500С. Без наддува.
А2-96 То же, что и А1-96, но с улучшенной защитой подшипников Стандартный класс для двигателей современных и перспективных автомобилей, используемых на скоростных автострадах. По свойствам лучше чем CCMC G4. С наддувом и без.
А3-96 То же, что и А2-96, но с лучшей стойкостью к высокотемпературному окислению Экстракласс, для двигателей скоростных автомобилей, предъявляющих особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла. По свойствам выше чем ССМС G5. С турбонаддувом и без него.
В Дизельные двигатели легковых автомобилей
B1-96 Предотвращение образования отложений, диспергирование сажи, защита кулачков распред. вала от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 1000С. Без наддува.
B2-96 То же, что и B1-96, но улучшенной защитой подшипников Стандартный класс, двигатели с наддувом и без для легковых автомобилей. По сравнению с PD-2 по CCMC улучшено диспергирование сажи.
B3-96 То же, что и B2-96, но с лучшей защитой кулачков распред. вала от износа, лучше диспергирует сажу и сохраняет вязкостную характеристику Экстракласс, двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей. По сравнению с PD-2 по ССМС значительно улучшено диспергирование сажи.
Е Дизельные двигатели грузовых автомобилей
E1-96 Предотвращает образование отложений на поршне, полировка цилиндров, уменьшение износа кулачков распред. вала Стандартный класс, двигатели с наддувом высокого давления, работающие в тяжелых условиях, по предотвращению износа лучше чем CCMC D4.
E2-96 Лучшие характеристики чем у Е1-96 по всем показателям. Стандартный класс, двигатели с наддувом высокого давления и без наддува, работающие в легких и тяжелых условиях.
Е3-96 Лучшие характеристики, чем Е2-96 по всем показателям. Дополнительно контролируется способность диспергировать сажу и сохранять вязкость. Экстракласс, отличная способность диспергировать сажу, двигатели с наддувом высокого давления, работающие в особо тяжелых условиях, по свойствам лучше чем ССМС D5


Трансмиссионные масла        
Табл.6 Классификация трансмиссионных масел.

Класс вязкости по SAE Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па Кинематическая вязкость при 100 0 C
75W -40 4.1
80W -25 7.1
85W -10 11
90   13.5
140   24
250   41


Табл.7 Классификация API трансмиссионных масел (область применения)

Класс Область применения
GL-1 Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов
GL-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3 Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.
GL-4 Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок.
GL-5 Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен и высоких скоростях скольжения. Должны иметь большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки
GL-6 Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Имеют большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5